<p>Первое из направлений в портретной скульптуре первом веке до Рождества Христова следовало старой эгейской традиции, устремляясь к полной точности внешнего сходства. В скульптуре мастера из Ватиканского музея мастер увековечил типичного гражданина с по-настоящему серьезным лицом. Археологи думают, что увековеченная голова была частью скульптуры, изображающей эгейского человека во время жертвоприношения божествам и соответствовала бытующему <a href="http://www.antica.lt/page-id-253.html">статусу художника в Римской республике</a>.</p> <p>Мастер очень желает создать лицо только таким, каким оно было в реальности, и каждая деталь представляет для него величайшую ценность. Маэстро пока не обладает в максимальной мере нюансами обработки камня: морщины на лице представлены глубокими прямыми линиями. Но в статуе мы находим типичного римлянина стального характера, добивающегося своего и жесткого человека, типичного выразителя италийской храбрости, которая в сознании древнеримских граждан соотносилась с честностью и замкнутостью понятий. Альтернативное течение в визуальном искусстве соединяло этрусскую строгость в создании линий лица с техниками абстрагирования, характерными для раннеиталийского творчества. В шедеврах, созданных в течение 1-го века до Рождества Христова, особенно ощущается воздействие эллинской школы. В статуе римского патриция Помпея человека искусства влечет не только цельность внешнего вида, но и абстрактное впечатление, которое рождает довольно уродливое, но в чем-то царственное лицо. Уже пожилой человек с классической прической, римским носом, толстеющим подбородком и мускулистой шеей. В застывшей постановке верхней части тела видится нелицеприятное упоение властью и глуповатая недальновидность. В линиях лица, во взгляде далеко посаженных глаз и прямой линии губ, мастер показал самобытность облика Горация и выявил общие особенности его характера. Скульптор сотворил новый образ активного и властного завоевателя, строителя <a href="http://www.antica.lt/page-id-255.html">Аппиевой дороги</a>, талантливого оратора, предусмотрительного и расчетливого в своей непреклонности политика, который с самого начала принимал участие в острой борьбе за страну, разбушевавшейся в Риме в начале 1-го века до н. э.</p> <p>Дальновидность и прямота мастера соотносятся со свидетельствами современников. Один из них представил Горация как гражданина прямого в высказываниях и нехорошего душой. Эти особенности его натуры увековечили свое отождествление в мастерском шедевре. Приписываемое римлянам трезвое рациональное отношение к реальности, умение принимать ее целиком и полностью и трезво воспринимать отчетливо чувствуются в знаменитом портрете Экумена и <a href="http://www.antica.lt/page-id-249.html">керамическом искусстве этрусков</a>. Итак, в конце 1-го столетия до Рождества Христова рождается великое искусство античного портрета, в котором сливаются в едином художественном союзе изначально италийская традиция и отголоски портретной скульптуры Греции, эта черта обусловила все последующее развитие античного портрета римлян.</p>