Что такое образование? Если труд сделал из обезьяны человека, то образование дало возможность эту удивительную метаморфозу закрепить. Новые поколения смогли опираться на опыт прежних покалений и потому избавить себя от необходимости повторно изобретать велосипед. Современное общество называют информационным. Информация сегодня - главная ценность. Кто владеет ей, тот владеет и миром. А ведь что такое образование? В конечном счёте, любая система образования - это механизм передачи информации и способов её обработки от поколения к поколению. И если биологическую жизнь человеку дают родители, то его социальная жизнь немыслима без учёбы. Как мать вскармливает ребёнка телесно, так университет даёт студенту духовную пищу, говорили в средневековье. Тогдашние школяры прозвали родной университет кормящей матерью - Alma mater. Прошли века, высшее образование развивалось, а слова эти стали крылатыми. Общество развивалось, образование тоже не стояло на месте, а стремилось удовлетворить потребности общества. Подходов было множество, потому универсальной системы образования не может быть. Каждая система образования имеет свои особенности. Некогда Хрущёв, побывав в США, дал отечественным учёным и чиновникам поручение: подготовить проект реформирования советского образования с тем, чтобы сделать его лучшим в мире. Никиту Сергеевича успокоили, оргументировав, что и так СССР - впереди планеты всей. Впрочем, как всегда и во всём. Недаром СССР и войну выиграл, и спутник в космос запустил, и самой читающей страной является. И с этим не поспоришь. Но времена меняются. Советская система образования не отвечала современным требованиям. Реформа образования оказалась нужна - с этим никто не спорил. Дебаты шли по другому поводу - как именно реформировать. То ли перестроить образовательную систему на иностранный манер, то ли подсмотреть там какие-то определённые элементы. Выбор был большой. Республики-союзники пошли каждая своим путём. Так что нынче на постсоветском пространстве большое разнообразие. В Туркмении недавно среднее образование было 9-летним, как базовое образование в Беларуси. В России обязательным является среднее образование, но 12-летнее. Это только некоторые примеры. Где лучше? Как обычно - там, где нас нет. Результаты реформ трудно считать удовлетворительными. Образование и бизнес - отдельная тема. Высшее образование иметь довольно престижно. К тому же на время обучения даётся отсрочка от армии, что немаловажно. Ощутив выгоду, бизнес успешно внедрился в систему образования - возникли коммерческие ВУЗы. Качество образования в них зависит от многих факторов. Кое-где это скрытая продажа дипломов, кое-где очень солидные учебные заведения. Образование и бизнес пересекаются и другим способом - репетиторство. Что интересно, мероприятия, в одной стране эффективные, не оправдывают себя в другой. Высшее [url=http://am.zoomby.org/taxonomy/term/1]образование в Беларуси[/url] получить можно, на данный момент, лишь одним способом - пройти централизованное тестирование. Тестирование ввели для максимально прозрачного поступления в ВУЗы. Его по праву можно считать очень успешным решением проблемы коррупции. Подобным путём пошла Россия с единым государственным экзаменом, но... Не только охота или рыбалка в России имеет национальные особенности. Коррупцию пока не смог остановить даже ЕГЭ. Иначе как понимать памятные результаты ЕГЭ в Дагестане, где дети, плохо знакомые с русским алфавитом, при этом массово сдали русский язык на "отлично"? Но и тестирование - ничто на свете не идеально - имеет недостатки. Не случайно опрос на сайте "Alma Mater" показывает, что большинство поддерживает традиционные вступительные экзамены. "На верном ли мы пути и не пора ли уточнить маршрут? " - этим вопросом задались белорусские власти. В итоге реформа образования в Беларуси была скорректирована. От перехода на 12-летку. Среднее образование в Беларуси, как и до реформы, будет 11-летним. Что резонно - больших плюсов нет, а граждане этой реформы не поддерживали, о чём свидетельствуют и итоги опроса. Зато ликвидация классов c углубленным изучением предметов выглядит необдуманным перегибом. Неудача реформирования возникает из-за недостаточной его продуманности. Если непрочно хоть одно звено - рвётся вся цепь. В 1990-х в Беларуси планировали перейти на двухуровневое высшее образование. Для этого часть ВУЗовской программы решено было перенести в школу. Для этого был нужен 12-й год обучения в школе и профильное обучение в старших классах... Когда двухуровневое высшее образование отвергли, убрали 12-й год. Заодно с профилями решили отказаться и от традиционных специализированных классов. Просчёты надо исправлять. России придётся решать проблемы, связанные с недостатком средств на обязательное 12-летнее образование. Беларусь - вопросы, связанные с уместностью тестирования и - рано или поздно - восстанавливать профильные классы. Реформирование образования - явление нормальное. Через это проходит всё образование в мире, даже парижская Сорбонна. Ненормальны лишь плохо продуманные реформы, реформы ради реформ, путь в никуда. Есть хорошое правило: прежде чем резать, надо отмерить. Источник: [url=http://am.zoomby.org/]http://am.zoomby.org/[/url]
Источник: http://am.zoomby.org/ |